«100 лет со дня рождения Серова В.А. (1865-1911)»
выпуск от 25 июня 1965 года
|
|
оформление |
А.Калашнников |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼, линейная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
3 000 000 |
способ печати |
типография |
бумага |
бумага мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3226 |
Ст.коллекция |
3131 |
Michel |
3083 |
Scott |
3058 |
Yvert |
|
Серия: |
2 марки |
|
Серов Валентин Александрович(1865 - 1911) -
«Портрет артиста Ф.И.Шаляпина», 1905 год
Русская школа. Холст, уголь, мел
Размеры: 235 × 133 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Если в 1890-е годы Серова интересовало многообразие «артистических проявлений», нашедшее
отражение в разнообразии живописных манер, то портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина, созданные в 1905 году, выражают иную
концепцию творческой личности. Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле слова, отмеченные печатью
исключительноти, гордого одиночества, словно вознесенные на некий пьедестал. Само тревожное революционное время, по-видимому,
вызвало к жизни подобные образы, близкие мироощущению романтизма. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной,
художник заставляет помнить, что рисунок - в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи
«трепета душевной жизни». Шаляпин изображен именно как артист - в концертном костюме, с актерской выправкой, в
ситуации несколько аффектированного позирования. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и
взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым;
часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу
начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Не случайно современники порой ощущали в его облике
«меланхолический оттенок», а в глазах - «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание
человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене,
не столько жил, сколько “играл себя”, и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит»,
- вспоминал Сергей Маковский. Душа и маска называются мемуары Шаляпина; Двойная жизнь - так озаглавлены мемуарные записки Сары
Бернар. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из
себя». И особенно, что Серов прекрасно осознавал, человек склонен принимать определенную позу, играть роль перед лицом
художника; образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться. Абсолютные совпадения внутренней сущности
модели и ее внешних проявлений редки, если вообще возможны, и вряд ли они доступны внешнему наблюдению, еще реже они встречаются в
портретной живописи, имеющей дело только с образами, отражениями видимого. Именно то, как существенное, внутреннее проявляется,
просвечивает во внешнем, составляет проблему портретного творчества вообще и ту - главную - коллизию серовского искусства,
где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета
светского, особенно в его парадном варианте.
Последняя редакция публикации от 22 сентября 2008 года