«100 лет со дня рождения К.С.Петрова-Водкина (1878 - 1939)»
выпуск от 16 августа 1978 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 12, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
6 800 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4875 |
Ст.коллекция |
4808 |
Michel |
4758 |
Scott |
4685 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок и блок |
|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939) -
«1918 год в Петрограде», 1920 год
Советская школа. Холст, масло
Размеры: 73 × 92 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный
им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза
новгородских древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых
точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами,
как в клеймах житийных икон.
Мастер строит композицию, совмещая различные смысловые ряды. Молодая работница с младенцем на руках стоит
на балконе, но смотрит она не на улицу, заполненную очередями в голодный год, – ее фигура развернута на зрителя. Первый и второй
планы максимально противопоставлены пространственным решением и точкой зрения; первый план приближает фигуру к зрителю, а город
показан сверху, в сильном масштабном сокращении.
Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской
живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени,
такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой,
покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины
и мадонны.
Сочетание конкретных примет времени с символической трактовкой главной героини снимает бытовой аспект и
органично соединяет две темы. Это и 1918 год в Петрограде, и петроградская мадонна.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение
неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным,
незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.
Последняя редакция публикации от 29 сентября 2008 года