«Советская живопись»
выпуск от 07 декабря 1972 года
|
|
оформление |
И.Мартынов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
4 400 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4189 |
Ст.коллекция |
4122 |
Michel |
4072 |
Scott |
4037 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Георгий Георгиевич Ряжский (1895 - 1952) -
«Делегатка», 1927 год
Рксская школа. Холст, масло
Размеры: 99 × 61 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Есть произведения, которые, пройдя уже испытание временем, прочно вошли в историю советского искусства.
К числу таких относится картина «Делегатка» Г. Г. Ряжского.
Она создана художником в 1927 году. Во всем ее облике сознание свободы и независимости. С гордым чувством
собственного достоинства смотрит она на зрителя. На ней простая белая блузка с синим бантом у ворота. Вырез блузки открывает
сильную шею. На голове красная косынка. Эта женщина одета по «моде» тех лет.
Все в ней просто, непритязательно.
С большой художественной силой он показал свободную, равноправную русскую женщину, впервые в истории
вышедших на арену активной общественной деятельности.
Проблема типизации портрета, создания социально обобщенного образа современника была одной из важнейших
проблем портретной живописи 1920-х годов. В 1925 году А. В. Луначарский писал: «Почему надо брать случайные портреты, а
не отыскать, например, типической старухи-работницы, героини труда или бравого красноармейца, или какого-нибудь инородца,
зажигающего впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма где-нибудь среди киргизов».
И Ряжский нашел этих типичных для того времени женщин-работниц, научившихся управлять государством,
строящих социалистическое общество.
Портреты эти написаны с не известных нам лиц. Вероятно, они отличаются большим сходством с моделями, и
при желании художник смог бы подписать имя той, с которой писал портрет. Но он стремился создать не просто портреты, а типические
образы советской женщины, женщины-общественницы, рожденной Великой Октябрьской социалистической революцией. И поэтому не столь
уж важно, как звали этих женщин, важно, что они были именно такими — строгими и сосредоточенными, волевыми и целеустремленными,
простыми и возвышенно романтическими, не знающими усталости и отдыха в борьбе за светлое будущее.
Художественное качество этих работ определяется свежестью и непосредственностью видения художника. Он
использует многоцветную красочную гамму, стремясь наиболее материально передать здоровый румянец на лицах женщин, мягкость волос
или густоту рыжего меха куртки.
Живопись его энергична и несколько тороплива—художник будто боится, что не успеет запечатлеть эту
жизненную свежесть увиденного. В этих портретах, хотя мы их и называем по праву портретами-картинами, есть свежесть этюда,
прелесть непосредственной и радостной встречи художника с натурой.
В 1938 году работа Ряжского «Делегатка» была отмечена большой золотой медалью на Международной выставке
в Париже.
Последняя редакция публикации от 10 ноября 2008 года