«Живопись Белоруссии»
выпуск от 20 сентября 1983 года
|
|
оформление |
И.Мартынов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
4 700 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5437 |
Ст.коллекция |
5369 |
Michel |
5317 |
Scott |
5182 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок |
|
Савицкий Михаил Андреевич (1922) -
«Партизанская мадонна», 1967 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 190 × 170 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Цикл его картин, посвященный партизанам, выдвинутый на соискание Государственной премии СССР, -
самое, пожалуй, значительное явление в белорусской национальной живописи. Всему миру известна его «Партизанская
мадонна».
Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо
и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана -
все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный
вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом
взгляде, однако, великая материнская любовь и надежда, которых не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была
минувшая война.
Художественная манера М.Савицкого ярка и своеобразна, ее невозможно смешать ни с какой другой.
Композиция и колорит - вот две самые сильные стороны его мастерства; детализация мало интересует художника. «Для меня
очень важно писать не как видишь, а как знаешь», - говорит он. И каждый раз нельзя не поражаться его знанию событий и
явлений, ставших объектом его изображения.
Наверно, поэтому в его полотнах так много обобщенно-символического, исполненного в огрубленной, почти
плакатной манере, несомненно идущей от желания максимально выделить идею, почти всегда лежащую у Савицкого в глубине образа,
за рамкой холста. На холсте лишь ее пластический знак, символ, выраженный предельно лаконично по форме, но исчерпывающей в своем
содержании.
Надо отметить, что Михаил Савицкий сумел раньше своих коллег оценить выразительные особенности
«сурового стиля» и осторожно применить их в ряде картин, предшествующих «Партизанской мадонне». Впрочем,
никто не обратил на это внимания, поскольку белорусские художники привычно глядели на Москву — а там «суровый стиль»
не только успел укорениться, но и крону отрастить. Фантастический успех «Партизанской мадонны» на Всесоюзной выставке
в Москве (картину приобрела Третьяковская галерея) в Беларуси прозвучал громом среди ясного неба. Стало очевидно, что старшему
поколению придется потесниться, что в белорусском искусстве выявился новый лидер. Власть (пусть даже в такой специфической сфере,
как искусство) даром не отдают. Завистники пытались дискредитировать Савицкого, обвинив его в плагиате, и формально они были правы.
Отдельные фрагменты картины можно при желании трактовать как «одолженные» у классиков ХХ века или даже списанные с
известных фотографий, но в концептуальном плане (а это главное!) «Партизанская мадонна» абсолютно оригинальна.
К слову, лет через 20 в практике «постмодернизма» заимствование, цитирование уже трактуются как вполне законные деяния,
как творческий метод — так что Савицкий вроде как смотрел в будущее... В общем, художник отбился от наскоков недоброжелателей.
И, как говорится, «начал быть». Даже каламбур родился «Вот и пришла САВИЦКАЯ власть...»
Успех картины был не случайный. Савицкий — художник редкой интуиции. Он сумел ощутить потребность народа
увидеть себя в зеркале образа величественного, монументального и, одновременно, земного. В образе, который воплощал бы мужество и
жертвенность, но при этом не оскорблял глаз натуралистическим изображением страданий. Более того — художник сумел сделать нечто
для середины 60-х невозможное: соединить религиозную традицию с идеологией атеистического государства. «Партизанская»
в том контексте — это из советского лексикона, а «мадонна» — христианский знак.
Лирическая проникновенность «Партизанской мадонны» зиждется на переосмыслении
иконографического типа древнерусских образов. В самой пластической организации полотна используется древнерусская традиция, и,
особенно, - композиционная система К. Петрова-Водкина. Это проявляется и в подчинении изображения «сферической
перспективе», и в граненом, складчатом характере поверхностей, и в открытом воздействии звучных локальных пятен цвета, и в
самой трактовке женского облика.
Последняя редакция публикации от 12 декабря 2008 года