«50 лет со дня смерти художника И.И.Левитана (1860-1900 г.г.)»
выпуск от 15 ноября 1950 года
|
|
оформление |
И.Дубасов |
цвет |
красно-коричневая |
зубцовка |
12¼, линейная |
размер |
37 × 26 мм |
тираж |
1 500 000 |
способ печати |
глубокая |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
1568 |
Ст.коллекция |
1481 |
Michel |
1527 |
Scott |
1526 |
Yvert |
|
Серия: |
2 мароки |
|
Серов Валентин Александрович (1865 - 1911) -
«Портрет Левитана», 1893 год
Русская школа. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан
позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые
тона, суховатая живопись. «Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда
поглощенный тайной поэзией русской природы», - пишет о своем друге Коровин. «Смуглое лицо с глубокими впадинами
задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта
красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов», - вторит Коровину живописец Яков Минченков. Эта байроническая тоска и
меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Бессильно упавшая аристократически красивая рука в серовском
портрете - прямая отсылка к позднеромантическим портретам Брюллова - Портрету Струговщикова и Автопортрету. Но
«трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью,
призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно
переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической
эпохи.
Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд
затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно
выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии
темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной
полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.
Последняя редакция публикации от 20 декабря 2008 года