«Русская живопись XVIII - XIX dd»
выпуск от 07 июня 1972 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
7 500 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4062 |
Ст.коллекция |
4129 |
Michel |
4012 |
Scott |
3977 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Лосенко Антон Павлович (1737 - 1773) -
«Портрет актера Ф.Г.Волкова», 1763 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 67.2 × 54.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В искусствоведческой традиции принято относить портрет Ф.Г.Волкова к 1763 году, хотя произведение
неподписное и никаких документальных подтверждений этой датировки не имеется. Вместе с тем, по своим живописным приемам этот
портрет близок к портретам И.И.Шувалова и А.П.Сумарокова, исполненным А.П.Лосенко в 1760 году. Известный портрет актера Федора
Григорьевича Волкова также мог быть создан в этом году, тем более что художник близко знал Волкова с 1759 года.
Не исключено, что портрет был заказан художнику крупным меценатом и первым директором Академии художеств
И.И.Шуваловым, во всяком случае, произведение изначально принадлежало ему. В определениях академического Совета от 31 декабря
1793 года имеется запись с требованием Шувалова о возвращении «принадлежащих ему оставленных в Академии трех картин»,
среди них числится и портрет Ф.Г.Волкова. По-видимому, портрет не был возвращен Шувалову, поскольку в Русский музей он попал в 1923
году из музея Академии художеств.
Федор Григорьевич Волков (1729—1763) — выходец из купеческой семьи, прославленный актер, зачинатель
отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный
театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный
театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А.П.Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали
современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков.
Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в заговоре против императора Петра III с целью передать
престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в
дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.
На портрете Федор Волков изображен в театральном костюме. Он в мантии, в одной руке держит маску, а в
другой — кинжал, на котором держится золотая диадема. Это атрибуты Мельпомены, музы трагедии. Они же вошли и в дворянский герб
Волковых.
Аналогичный портрет, хранящийся в Третьяковской галерее, многие десятилетия считался авторским повторением
и был весьма известен среди широкой публики и школьных учителей. Но в результате исследований было установлено, что работой
Лосенко он не является. Портрет Ф.Г.Волкова часто копировался учениками Академии художеств. И скорее всего одна из таких копий и
попала в Третьяковскую галерею.
Последняя редакция публикации от 29 декабря 2008 года