«Русская живопись XIX века»
выпуск от 18 апреля 1973 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
30 × 42 мм |
тираж |
5 000 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4232 |
Ст.коллекция |
4169 |
Michel |
4115 |
Scott |
4077 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Карл Павлович Брюлов (1799 - 1852) -
«Итальянский полдень», 1831 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 27 × 22 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее
восхищенного взгляда.
Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена
радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой,
напоенной живительным соком гроздью винограда.
Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро
расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах
выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек,
дан в приглушенном звучании.
«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в
саду»,- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины
составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это
однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую
Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана
была, конечно, с неустанным изучением природы.
Картина «Итальянское утро» написана в 1823 году, имела огромный успех и была подарена
Обществом поощрения художников Александре Федоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину,
что послужило толчком к написанию Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году
и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики
посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Однако время все расставило по
своим местам и ныне «Полдень» заслуженно занимает свое место в ряду шедевров мировой живописи.
Обе работы, «Утро» и «Полдень», находились в Зимнем дворце, в личных покоях
императрицы Александры Федоровны, что однако не мешало художникам и публике видеть их. В «Дневнике» художника Мокрицкого
от 14 октября 1835 года повествуется, как он с Венециановым посетил будуар императрицы, чтобы осмотреть эти работы.
Первый вариант картины хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.
Более поздняя, с небольшими переработками, уменьшенная версия «Итальянского полдня» была
написана Брюлловым в 1831 году. Эта полотно хранится в Третьяковской галерее.
Последняя редакция публикации от 23 января 2009 года