«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 07 июля 1971 года
|
|
оформление |
Г.Комлев, А.Рязанцев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ х 12, гребенчатая |
размер |
37 х 52 мм |
тираж |
6 900 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4018 |
Ст. коллекция |
3950 |
Michel |
3898 |
Scott |
3867 |
Yvert |
3734 |
Серия: |
7 марок |
|
Леонардо Да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Бенуа», 1470 - 1480 годы.
Итальянская школа. Холст, масло, переведена с дерева.
Размеры: 49,5 на 31,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: История картины практически неизвестна с момента ее написания до конца XVIII – начала XIX века, когда
известный коллекционер генерал Алексей Иванович Корсаков (1751 - 1821) у безродных итальянских бродячих циркачей, попавших в тяжелое финансовое
положение, буквально за бесценок купил небольшую доску с изображением Богородицы с младенцем.
После смерти Алексея Ивановича большая часть коллекции была выставлена его наследником на аукцион для продажи. В течении 1823-1824 годов между
известным коллекционером астраханским купцом Александром Петровичем Сапожниковым и сыном покойного генерала шли переговоры о приобретении части
коллекции, среди которой была и доска с изображением Богородицы с младенцем на руках неизвестного итальянского мастера, предположительным автором
работы назывался Леонардо да Винчи. В конце концов картина была приобретена Сапожниковым за 1 400 рублей. Вскоре после приобретения картина была
переведена с ветхой деревянной основы на холст реставратором из Эрмитажа.
По наследству картина перешла к сыну Сапожникова Александру. Который в свою очередь в качестве приданного передал ее своей дочери Марии Александровне.
В начале ХХ века она вышла замуж за Леонтия - одного из братьев Бенуа, известных в Санкт-Петербурге художников. Брат мужа, блистательный Александр
Бенуа, провел экспертизу живописной работы с помощью европейских искусствоведов и окончательно установил, что автор картины – великий Леонардо да
Винчи. А с 1914 года картина вошла в экспозицию Эрмитажа под названием «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа».
Гордость эрмитажного собрания — «Мадонна с цветком» — одно из наиболее совершенных произведений молодого Леонардо.
Но более оно известно как «Мадонна Бенуа» (по имени одного из коллекционеров, в чьем собрании было это полотно).
Гениальный мастер делает здесь тот решающий шаг, который окончательно отделяет искусство Возрождения от средневековья. Объектом изображения художника
стали отныне подлинно живые, реальные люди с их истинно человеческими мыслями и чувствами, радостями и печалями. Репрезентативный образ мадонны с
младенцем, проникнутый мистическим, религиозным настроением, остался в прошлом. Картина Леонардо излучает земное счастье материнства и первые
младенческие радости познания реального мира. Новой жизни становится тесно в узких рамках традиционной темы. Но содержание картины не ограничивается и
показом лишь жанрового мотива — матери, играющей со своим первенцем. Созданные художником образы раскрывают идейный мир нового человека — человека
Возрождения, познавшего свои силы и возможности, стремящегося выйти за пределы душного, замкнутого мирка средневековья. И цветок — символ жизни, и
распахнутое в большой мир окно, играющие в композиции картины первостепенную роль, приносят дуновение новой, свежей жизни.
Свобода и естественность, с которой мать и дитя объединены в нераздельную группу, могут служить примером совершенства
композиций Леонардо. Хранящиеся в Британском музее подготовительные наброски к картине наглядно показывают путь художника к наиболее удачному решению.
Но найдя его, художник, что с ним часто случалось, потерял интерес к окончательному завершению картины.
Последняя редакция публикации от 25 декабря 2006 года
|