«Шедевры государственного Эрмитажа. Испанская живопись»
выпуск от 14 марта 1985 года
|
|
оформление |
Г. Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
2 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5601 |
Ст. коллекция |
5532 |
Michel |
5480 |
Scott |
5339 |
Yvert |
3735 |
Серия: |
5 марок и блок |
|
Диего Веласкес де Сильва (1599-1660).
Портрет графа Оливареса, 1638 год.
Испанская школа. Холст, масло.
Размеры: 67 на 54,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Происхождение: Собрание Кузвельта в Лондоне, в 1815 году приобретена для Эрмитажа.
В портрете графа Оливареса художественный талант гениального испанского портретиста раскрывается во всей глубине
психологической характеристики портретируемого и во всем блеске реалистического живописного языка. Веласкес не льстит своей модели, первому министру
Филиппа IV. На нас глядит пожилой мужчина с грузной фигурой, короткой бычьей шеей и одутловатым лицом, на котором подчеркнуты глубоко сидящие
глаза, приплюснутый нос и выпяченная нижняя губа. Взгляд выражает ум и жестокость, а рот — надменность, властность и чувственность. Именно таким и
был этот всесильный временщик, изображенный Веласкесом в последние годы правления.
Изобразительный язык Веласкеса-портретиста предельно прост и лаконичен. Он достигает здесь той степени совершенства, когда
мастерство перестаешь замечать. Красочная гамма исключительно скупа и строится на противопоставлении белого черному и красновато-желтого серо-зеленому.
Этот двойной контраст заставляет зрителя сосредоточить свое внимание исключительно на лице, в моделировке которого художник использует как грубые
и угловатые контурные линии, так и тонкую лепку светотенью. Большое значение в достижении аффекта жизненной правды играет также мастерская передача
фактуры жирной, пористой кожи, пышных, нафабренных усов и матовой поверхности парика.
Портретное искусство Веласкеса принадлежит к вершинам художественного гения человечества. Острая, почти гротескная
характеристика внешних черт модели столь же метко и беспощадно обнажает и внутреннюю сущность портретируемого, создавая полнокровный, глубоко
правдивый, жизненный образ.
Последняя редакция публикации от 25 декабря 2006 года