«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск 12 декабря 1973 года
|
|
оформление |
Г. Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
марки в блоке 12 х 12¼ |
размер: |
|
блока |
76 х 101 мм |
марки |
37 х 52 мм |
тираж |
1 150 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4307 |
Ст. коллекция |
Бл095 |
Michel |
bl92 |
Scott |
4148 |
Yvert |
|
|
Рембрант Харменс фан Рейн (1606-1669) -
«Флора», 1634 год
Голландская школа. Холст, масло.
Размеры: 125 на 101 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Вероятно, была в собрании Хармена Арентса в Амстердаме, с 1770 года картина находится в Государственном Эрмитаже.
Образ первой жены художника, Саскии фан Эйленбурх (1612—1642), вдохновил его на создание ряда значительных произведений, к
лучшим из которых принадлежит «Флора».
В 1630-е годы судьба, как никогда, улыбалась Рембрандту. Переселение в Амстердам (1631 г.) принесло ему и большие заказы, и
славу, и личное счастье. В 1633 году состоялось обручение Рембрандта с дочерью леуварденского бургомистра Ромбертуса фан Эйленбурха, а через год —
свадьба.
Оба эти события в личной жизни художника нашли отражение в его творчестве. Через три дня после обручения, 8 июня
1633 года, Рембрандт делает рисунок: Саския изображена на нем в широкополой, украшенной цветами шляпе и с цветком в руке (Берлин, Кабинет графики).
Этим же годом помечен и ее замечательный погрудный портрет (Дрезден, галерея). В 1634 году художник пишет «Флору». Замысел берлинского рисунка и поза
дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа. Саския предстала перед зрителем в образе античной богини весны и цветов. Еще через год,
сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант «Флоры» (Лондон, Национальная галерея).
Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника. Действительно,
Рембрандт не сосредотачивает на ней все свое внимание. Он с удовольствием углубляется в детали костюма и аксессуаров, которые написаны, может быть,
даже более внимательно и, уж во всяком случае, более старательно, чем лицо. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты
«Флоры», чтобы увидеть, сколь тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. «Флора» из Эрмитажа — юная Саския,
еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. «Флора» из Национальной галереи старше ее всего на год, однако это уже
сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. Эти превращения мог отметить только Рембрандт — будущий
гениальный мастер психологического раскрытия образа человека.
Последняя редакция публикации от 03 января 2007 года