«Зарубежная живопись. 400 лет со дня рождения Питера Пауля Рубенса»
выпуск от 26 июня 1977 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 х 52 мм |
тираж |
6 500 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4711 |
Ст. коллекция |
4657 |
Michel |
4607 |
Scott |
4572 |
Yvert |
4376 |
Серия: |
5 марок и блок |
|
Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
«Портрет камеристки», около 1625 года
Фламандская школа. Дерево, масло.
Размеры: 63.5 на 47.5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Собрание Кроза в Париже. С 1772 года картина находится Государственном Эрмитаже.
«Портрет камеристки» — уникальнейшее в творчестве Рубенса явление. Своей тонкой лиричностью и интимным характером
образа он выделяется даже среди немногих неофициальных портретов, изображающих лиц из близкого окружения художника. Внешне его замысел исключительно
прост — это старинный тип погрудного нидерландского портрета, где в меру подчеркнуты детали костюма, сохранена традиционная скромная цветовая гамма и
главное внимание сосредоточено на лице. Но гениальный мастер сумел создать в этих строгих рамках обаятельный ярко индивидуальный образ, покоряющий
своей чистотой, нежностью и поэтичностью. Художник как бы сравнивает свою модель с призрачным, хрупким цветком. Плоеный воротник, носивший в
Нидерландах малопривлекательное название «мельничный жернов», уподобляется художником нежному венчику ромашки, окружающему
сердцевину — личико. Даже живописная техника — многочисленные тонкие и прозрачные лессировки, под которыми светится белый грунт,— заставляет
по-особому мерцать перламутровую кожу, золотистые волосы и серо-желтый фон.
На основании надписи на подготовительном рисунке, находящемся в Венской Альбертине, эрмитажный портрет считается
изображением камеристки нидерландской наместницы инфанты Изабеллы. Но, очевидно, что, создавая этот образ, Рубенс перенес на него и ряд черт своей
рано умершей дочери. Во всяком случае написанный за два года до «Камеристки» портрет Клары Серены Рубенс (собрание Чарлз-Улрик Бей,
Нью-Йорк) выказывает большое внешнее сходство типажа и как бы предвосхищает уже общее решение образа.
Последняя редакция публикации от 04 января 2007 года