«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 15 августа 1972 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ х 12, гребенчатая |
размер |
37 х 52 мм |
тираж |
4 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4159 |
Ст. коллекция |
4089 |
Michel |
4039 |
Scott |
4004 |
Yvert |
3865 |
Серия: |
5 марок и блок |
|
Антуан Ватто (1684-1721) -
«Капризница». Около 1718 года
Французская школа. Холст, масло.
Размеры: 42 на 34 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Собрание Ораса Уолполя в замке Строберри-Холл в Англии;
собрание П. С. Строганова в Петербурге. Государственный Эрмитаж.
Когда в 1717 году Ватто представил в Академию живописи и ваяния свою знаменитую
картину «Путешествие на остров Цитеру», чтобы быть зачисленным в члены Академии, в анналах этого
учреждения появилось новое звание «художник галантных празднеств». Так, уже современниками был
определен жанр, созданный гениальным французским живописцем, — жанр, посвященный изысканной игре в любовь элиты
французского общества начала XVIII века. Но если бы Ватто остался при этом простым бытописателем высшего света,
подобно своим современникам — авторам так называемых модных картинок, произведения Ватто при всей артистичности
исполнения, вряд ли могли волновать нас сегодня. Но поэт-лирик Ватто воспевает на своих холстах подлинные
человеческие чувства, вызванные тончайшими перипетиями любви, музыкой или танцами.
«Капризница» создана в конце очень короткого творческого пути художника.
Большое общество беспечных кавалеров и дам, которое обычно занимает на картинах Ватто весь передний план, на
этот раз удалилось в глубину парка, оставив сцену «ей» и «ему». Обиженная, с капризными
надутыми губками, готовая вот-вот покинуть своего собеседника и все же не покидающая, она напряженно
прислушивается к его словам. А он, небрежно облокотясь о каменную скамью, продолжает настойчиво повторять
свои доводы. Художник не принимает эту легкую размолвку всерьез. Оттенок легкой иронии, свойственный почти
всем произведениям этого жанра у Ватто, присутствует и здесь. И все же чувство лирической грусти и хрупкости
человеческого счастья и мироздания, которое пронизывает произведение, вызывает у зрителя известную тревогу.
За картиной встает перед нами сам автор — замкнутый, одинокий, больной туберкулезом. Через три года после
написания картины художник умерает.
Последняя редакция публикации от 07 января 2007 года