«Сокровища Эрмитажа»
выпуск от 29 декабря 1966 года
|
|
оформление |
Р.Щитков |
цвет |
одноцветная |
зубцовка |
12¼, комбинированная |
размер |
52 х 37 мм |
тираж |
2 000 000 |
дата выпуска |
29 декабря 1966 года |
способ печати |
— |
бумага |
— |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3457 |
Ст. коллекция |
3366 |
Michel |
3317 |
Scott |
3294 |
Yvert |
— |
|
Караваджо (Микеланджело Меризи) (1573-1610), -
«Лютнист», около 1595 года
Итальянская школа. Холст, масло.
Размеры: 94 на 119 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Собрание кардинала Франческо дель Монте в Риме; собрание галереи Джустиниани в Риме. С 1808 года картина находится в Государственном Эрмитаже.
Караваджо, новаторский гений которого определил судьбы западноевропейского искусства XVII века, является одной из наиболее мощных
фигур в истории художественного развития человечества. На положенном им фундаменте правдивого, непредвзятого видения мира покоится
творчество всех подлинных реалистов последующих эпох. Таким образом, созданное им на грани двух веков, шестнадцатого и семнадцатого,
произведение «Лютнист» открывает галерею реалистических образов человека нового времени.
«Лютнист», как и парная к нему картина «Музыка» (Метрополитен-музеум в Нью-Йорке), был написан художником
для римского кардинала Франческо дель Монте. Оба произведения посвящены музыке, с мелодичным и немного грустным звучанием которой
тонко согласуется настроение изображенных персонажей. На картине Эрмитажа перед юношей с лютней лежит нотная тетрадь, раскрытая
на странице с мадригалом нидерландского композитора XVI века Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я Вас люблю». Этот
недавно установленный факт еще более одухотворяет образ, делает его живым и конкретным.
«Поэтическая влюбленность Караваджо в реальную действительность заставляет его подметить эстетическую ценность и неодушевленного
мира. Скрипка, ноты, фрукты и цветы, составляющие натюрморт переднего плана картины, являются для него проявлением той же жизни.
Изображая капельки воды на огурцах и ссадины на грушах, художник не знает мелочей, которыми можно было бы пренебречь, не обедняя
образ. Материальная осязательность и пластическая выразительность реального мира в произведениях Караваджо, повышенные контрастной
светотенью и сочным цветом, обогатили европейский реализм существенно новыми качествами.
««Лютнист» — бесспорно одно из наиболее совершенных произведений Караваджо,
сам художник считал его самой лучшей картиной, которую он когда-либо создал.
Последняя редакция публикации от 28 января 2007 года