«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 23 декабря 1970 года
|
|
оформление |
Г.Комлев, А.Рязанцев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ х 12, гребенчатая |
размер |
52 х 37 мм |
тираж |
5 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3958 |
Ст. коллекция |
3884 |
Michel |
3832 |
Scott |
3804 |
Yvert |
3682 |
Серия: |
6 марок и блок |
|
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - «Персей и Андромеда», с 1612 по 1621 года
Фламандская школа. Холст, масло.
Размеры: 87 на 119 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, «одолитель змеевласой Горгоны»,
чей взгляд превращал все живое в камень, пролетал однажды над морем. Внезапно он увидел скалу с прикованной к ней дочерью царя
Эфиопии Кефея - красавицей Андромедой. Она была наказана за «материнский язык»: ее мать, царица Кассиопея, похвалялась
тем, что Андромеда прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морей Посейдона.
И во искупление этих дерзких слов Андромеду принесли в жертву морскому чудовищу, которого Посейдон наслал на «Кефеевы
долы». Персея пленила чудесная красота девушки. В жестокой схватке он убил чудовище и освободил Андромеду. Наградой Персею
стала любовь прекрасной царевны, и благодарные родители с радостью отдали ее в жены герою.
Но перипетии сюжета мало интересовали Рубенса. Художник, правда, изобразил на картине волшебные предметы, которые помогли Персею
одолеть Горгону Медузу и убить морское чудовище: крылатые сандалии на ногах Персея, одолженные ему вестником олимпийских богов,
Гермесом, серповидный меч на поясе героя, зеркальный щит с привязанной к нему отрубленной головой Горгоны Медузы и волшебный шлем
владыки царства мертвых Аида (шапка-невидимка) в руках амура.
Все эти детали, ровно как и включение в композицию возникшего из крови Горгоны крылатого коня Пегаса, на котором прилетел Персей в
царство Кефея, и тело морского чудовища, были нужны живописцу затем, чтобы ввести зрителя в атмосферу античной сказки. Сама же она
для Рубенса явилась лишь поводом воспеть земное человеческое чувство и создать упоительный гимн жизни, молодости, красоте.
В стремительном полете богини Славы, венчающей Персея лавровым венком, в торжественной поступи героя, складках развевающегося за
его спиной плаща, во всех элементах картины, приподнятом ее ритме и ликующем колористическом строе находит выражение настроение
радости и ликования, звучит близкая Рубенсу тема победного апофеоза. Но не эта тема, перекликающаяся со строками Овидия,
описывающего, как после бритвы «рукоплесканье и клик наполнили берег и в небе сени богов:», не героика самого подвига
Персея определяют пафос картины.
Ее настроение рождается из сопоставления, контраста бурного, переполняющего Персея мощного чувства и тихой, трепетной радости
Андромеды, склонившейся навстречу своему освободителю, из слияния двух, устремленных друг к другу начал - сильного, мужественного и
мягкого, нежного, женственного. Конечно, с античными источниками Рубенс обращается достаточно свободно и эфиопскую царевну
наделяет чертами румяной, пышнотелой, белокурой и белокожей фламандской красавицы. Вся словно сотканная из света и воздуха, она
является взору Персея, подобно Афродите, возникающей из морской пены.
Поразительная светоносность отличает палитру художника. Светом он передает живую теплоту тела и холодный блеск металла, лоснящуюся
конскую гриву и легкость переливающегося золотыми и алыми отсветами шелка. Причем, как и в более ранние годы, основу палитры Рубенса
составляют чистые, насыщенные, звучные краски. Локальные цвета - красный, синий, темно-зеленый и золотисто-желтый образуют главный
красочный аккорд картины.
Однако ощущение исключительного колористического богатства и гармонии композиции базируется не только на их равновесии. В большой
степени оно достигается мягкостью и плавностью переходов от одного красочного пятна к другому. Рубенс добивается этого, применяя
широкую гамму цветных теней и рефлексов.
Последняя редакция публикации от 30 января 2007 года
|