«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 23 декабря 1970 года
|
|
оформление |
Г.Комлев, А.Рязанцев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
— |
размер |
72 х 101 мм |
тираж |
750 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3963 |
Ст. коллекция |
Бл070 |
Michel |
bl67 |
Scott |
3809 |
Yvert |
— |
Серия: |
6 марок и блок |
|
Леонардо да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Литта», 1490-1491 год
Итальянская школа. Холст, масло. Переведена с дерева
Размеры: 42 на 33 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Первоначально картина пригадлежала герцогам Висконти. Затем она перешла в собственность семьи Литта,
у которой и была приобретена русским царем Александром II в 1865 году. В Эрмитаже она была переведена с дерева на холст. В
последнее время специалисты склоняются к тому, что данную работу Леонардо завершал Больтраффио, один из его миланских учеников.
Так называемую Мадонну Литта историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование
собственноручного рисунка Леонардо, несомненно, связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Мадонна Литта
определенно содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов.
Изображение основывается на традиционном мотиве «Млекопитателъница».
В отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем – задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее
излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по моде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с
приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины. Как всегда у
Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь
в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и
не по возрасту серьезен.
На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф,
прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах
мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих
традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура
четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Освещение идет не сзади, из окон, как было бы
логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица.
Последняя редакция публикации от 04 февраля 2007 года
|