«Картины Рембранта в государственном Эрмитаже»
выпуск от 25 марта 1983 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
3 700 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5381 |
Ст. коллекция |
5313 |
Michel |
5262 |
Scott |
5132 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок и блок |
|
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
«Портрет Барье Мартене Домер», 1640 год
Голландская школа. Дерево, масло.
Размеры: 76 на 56 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение:В государственный Эрмитаж картина поступила до 1797 года.
В «Портрете Бартье Мартене Домер», жены столяра-краснодеревца Германа
Домера, поставлявшего художнику рамы для картин, и матери ученика Рембрандта художника-пейзажиста Ламберта
Домера, появляются новые нотки. Художник сумел создать удивительно живой и привлекательный образ простой
женщины. Интимность и особая задушевность выделяют этот и парный к нему «Портрет Германа Домера» (музей
Метрополитен, Нью-Йорк) из ряда заказных работ. Позируя Рембрандту, Бартье принарядилась. Приветливое выражение
лица, ласковый взгляд и легкая, едва заметная улыбка пе могут скрыть смущения, вызванного позированием
знаменитому мастеру. Любопытно отметить, что в первом наброске портрета, как показал снимок в рентгеновских
лучах, Бартье «мяла» в руках платок. Этот портрет можно рассматривать как один из первых примеров
разработки художником ставшей впоследствии знаменитой светотени, призванной раскрыть сложный внутренний мир
человека. В 1630-е годы художник мастерски использовал резкие контрасты света и тени, чтобы подчеркнуть
драматическое начало в своих произведениях; теперь на пути к психологическому портрету его живопись отличают
тончайшие, едва уловимые, как бы смазанные переходы от света к тени и последовательное наложение одного на
другой полупрозрачных, лессирующих мазков. В портрете Бартье Домер легкие прозрачные тени, скользящие по лицу,
рефлексы от белого воротника на щеках и подбородке и вибрирующая световоздушпая среда, мягко обволакивающая
фигуру, кажется, ежеминутно меняют выражение лица модели.
Последняя редакция публикации от 15 июля 2007 года