«Европейское искусство в государственном Эрмитаже»
выпуск от 5 июня 1987 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
4 900 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5835 |
Ст. коллекция |
5770 |
Michel |
5718 |
Scott |
5561 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок |
|
Тициано Вечеллио (1485/90-1576).
«Святой Себастьян», около 1570 года
Итальянская школа. Холст, масло.
Размеры: 210 на 115.5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происходение: Собрание Барбариго в Венеции. С 1850 года картина находится Государственном Эрмитаже.
Стойким и прекрасным предстает на полотне Тициана святой Себастьян, юноша воин, который
согласно христианской легенде предпочел мученическую смерть измене своим убеждениям. Его полуприкрытые глаза
выражают не столько физическую боль, причиняемую вонзившимися стрелами, сколько нравственную муку; Себастьян
не рвется из пут — ему не уйти из плена, ведь весь мир утопает в туманах и во мраке. Величавый герой обречен,
но не сломлен. Все — и низкий горизонт, над которым, как мощная колонна, возвышается фигура юноши, и пропорции
его тела, напоминающего тело античного атлета, и спокойствие его движений — говорит о величии духа
Себастьяна.
Противоречивые настроения Тициана запечатлены в этом холсте. Картина насыщена глубоким
драматизмом. Чем-то беспокойным, тревожным веет и от фигуры, изображенной в сложных, динамических поворотах
корпуса, рук и ног, и от вечернего, заревого пейзажа, звучащего глуховатой музыкой предельно напряженного
цвета.
Художник открывает нам свои мысли и чувства не столько, в сущности, очень простой
композицией и даже не тем, как трактован образ, а живописной структурой полотна. Игра охристо-зеленоватых,
мерцающих в тени горячей медью красочных мазков, отблески угасающей зари, последние вспышки которой неровным
светом пробегают по набедренной повязке Себастьяна, его торсу и лицу, зарево заката, что опалило кромки
облаков, — вся сложная фактура картины, кажется, вибрирует и живет. На первый взгляд своевольным, но в то же
время точным мазком художник создает форму за формой, которые оживают в волнах золотистого трепещущего света,
как бы овеществляя приливы и отливы энергии старого мастера. Разработанная Тицианом техника письма, кажущаяся
импровизационной, открыла новую страницу в развитии европейской живописи.
Последняя редакция публикации от 18 июля 2007 года