«Европейское искусство в государственном Эрмитаже»
выпуск от 5 июня 1987 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
3 200 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5838 |
Ст. коллекция |
5773 |
Michel |
5721 |
Scott |
5564 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок |
|
Рубенс Питер Пауль - (1577 — 1640).
«Статуя Цереры», 1615 год
Фландрия. Дерево, масло.
Размеры: 90 на 65.5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Собрание графа Кобенцля в Брюсселе. В Эрмитаж поступила в 1768 году.
Эрмитажная «Церера», была написана Рубенсом совместно с его многолетним
другом и соратником Франсом Снайдерсом, автором гирлянды фруктов, и датируется обычно не позднее 1615 г. Эта
небольшая «кабинетная» картина относится к периоду так называемого «классицизма» в
творчестве знаменитого фламандца, когда его произведения отличают ясная композиционная структура и необыкновенная
пластичность фигур, чистые, сияющие краски. В этот период Рубенс особенно часто обращался к образному миру
античного искусства. В данном случае мотивом картины стала эллинистическая статуя Цереры, богини растительности
и плодородия, которую живописец видел в собрании Боргезе в Риме. Сделав центральным образом картины конкретный
исторический памятник, Рубенс ищет в нем живую модель, послужившую прообразом, немного меняет очертания и позу
мраморной богини, наполняя статичную форму движением. В этом плане еще дальше он идет в изображении фигурок
маленьких шаловливых путти на переднем плане картины. Оттолкнувшись от образов мальчиков в эллинистической
декоративной фонтанной пластике, он показывает реальное детское тело со всеми его неповторимо-индивидуальными
особенностями. Созданная Снайдерсом гирлянда сорванных плодов, украшающая нишу со статуей античной богини,
становится выражением пышного цветения самой природы. Воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни -
главная цель искусства Рубенса - в полной мере выражена в картине.
Последняя редакция публикации от 22 июля 2007 года