«Шедевры государственного Эрмитажа. Немецская живопись»
выпуск от 10 ноября 1983 года
|
|
оформление |
Г.Комлев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 11¾, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
2 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5453 |
Ст. коллекция |
5385 |
Michel |
5333 |
Scott |
5203 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок и блок |
|
Шенфельд Иоганн (1609—1682/83).
«Похищение сабинянок»
Немецская школа. Холст, масло.
Размеры: 99 на 164 сантиметра.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: В Эрмитаж поступила до 1790 года.
В основе сюжета — легенда из истории Древнего Рима (Тит Ливий, I, 9; Плутарх, II, 14).
При основании города его жителями были только мужчины, а соседние племена, считавшие римлян коварными и жестокими,
не позволяли своим женщинам заключать с ними брачные союзы. Ромул — первый царь Рима — устроил праздник, на
который пригласил соседей — сабинян. В разгар веселья римские юноши похитили сабинских девушек. Сабиняне
поклялись отомстить и, собрав войско, двинулись на вероломных римлян. Во время сражения сабинянки, ставшие
женами римлян, бросились на поле боя и помирили враждующих.
Сцена трактована в картине взволнованно-динамично. Неровный, беспокойный свет, луч
которого дробит изображение, некоторая балетная легкость движений, элемент иррациональности в контрасте
преувеличенных объемов фигур переднего и роящихся бесплотных фигур заднего плана создают настроение жутковатой
и радостной театральности. Введение элементов необычной, уходящей за пределы поля картины архитектуры,
заставляющей вспомнить фантазии Пиранези, и скульптуры, странным образом динамически и эмоционально участвующей
в действии, усиливает этот эффект. Очевидно, полотно относится к началу итальянского периода творчества
Шенфельда, когда он работал в Риме. В живописи чувствуется влияние художников римского барокко, в первую очередь,
Пьетро да Кортона. Главная группа слева повторяет скульптуру Джованни да Болонья «Похищение
Прозерпины», а группа в центре — «Похищение Деяниры». В композиции и трактовке фигур
переднего плана ощущается конструктивная ясность классицизма в духе Никола Пуссена.
Последняя редакция публикации от 09 августа 2007 года