« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 12 декабря 1973 года

Жан Батист Симеон Шарден - Натюрморт с атрибутами искусств
оформление Г. Комлев
цвет многоцветная
зубцовка 12½ х 12, гребенчатая
размер 52 х 37 мм
тираж 5 600 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
4303
Ст. коллекция
4244
Michel
4190
Scott
4144
Yvert

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) - «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766 год
Французская школа. Холст, масло.
Размеры: 112 на 140.5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: В 1766 году Екатериной II заказана художнику для пополнения собрания Императорского Эрмитажа в Петербурге. В 1854 году продана с аукциона, а в 1926 году вновь приобретена для Эрмитажа.
    Картина (точнее десюдепорт) исполнена художником для только что построенной в Петербурге Академии художеств.

    Изображенные на ней предметы имеют аллегорическое значение: палитра и кисти символизируют живопись, статуэтка «Меркурий» работы Пигаля — скульптуру, чертеж и чертежные инструменты—архитектуру. В соответствии с назначением картины колорит и композиция несколько больше, чем обычно у Шардена, декоративны. Но в целом живописец и в этом заказе остается верен своему реалистическому методу, изобразив по существу рабочий стол художника. Сходным же образом решены Шарденом и другие произведения на эту тему.

    Шарден блестяще владеет всем арсеналом изобразительных средств реалистического метода. Зритель порой даже не замечает мастерства и тонкой продуманности композиций его натюрморта: они кажутся ему естественными, как сама жизнь. Наш взгляд может иногда не оценить строгую лаконичность рисунка Шардена — нам может показаться, что ему недостает гибкости. Возможно, что и светотень в его натюрмортах мы будем склонны истолковывать только как средство, выявляющее объем предметов и их пространственные соотношения. Но не заметить мастерство колорита натюрмортов Шардена и богатую игру цветовых рефлексов, объединяющую красочные характеристики отдельных предметов в яркую, цельную картину предметного мира, невозможно. В искусстве Шардена цвет впервые начинает играть ведущую роль в выявлении материальных качеств вещей, их осязаемого единства и, одновременно, той одухотворенности, той атмосферы покоя, добропорядочности и трудолюбия, которая царит в жизни их владельцев и которая художником переносится на сами предметы, включается в их образную характеристику. Это новаторское мастерство Шардена имел в виду его современник Д. Дидро, когда писал: «О, Шарден, ты смешиваешь на палитре не краски — белую, красную, черную, — нет, твоей кистью ты переносишь на холст самую сущность предметов, свет, воздух».

Последняя редакция публикации от 03 января 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: «Государственный Эрмитаж»
Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz